larmiller (larmiller) wrote,
larmiller
larmiller

Categories:
Памяти Михаила Жванецкого.
Соболезную Дорогой Наташе, всем близким и друзьям.
Лариса Миллер

А этот мой отклик 2015 года очень понравился Михаилу Михайловичу, и я была счастлива:

«Смешно, да ?»
Михаил Жванецкий, «Избранное», ЭКСМО, Москва, 2015

Я, конечно, сильно рискую, пытаясь писать о Жванецком. Ведь скорей всего я потрачу больше слов на эту сомнительную попытку, чем Жванецкий тратит на свои миниатюры, а "тему не раскрою". Но раскрыть её мне очень хочется.

В одном из своих выступлений Жванецкий посетовал на то, что, хоть его часто называют гением, никогда не объясняют в чем же его гениальность.

И вот, почитав его "Избранное", я решила рискнуть.

"Что такое писательский ум?”, - вопрошает Жванецкий в одной из своих миниатюр. И тут же отвечает: "Не договаривать половину фразы". Так ведь так пишутся стихи. Если всё договаривать - это уже не стихи. "Половина фразы" - возможно, гипербола. Но у Жванецкого, если даже фраза не оборвана посередине, в ней всё равно содержится некая загадка. А уж переход, а, вернее, перелёт к следующей фразе чаще всего совершенно непредсказуем, но абсолютно убедителен. Всё это роднит его тексты со стихами.

"Что такое писательская жизнь? Ни одной мысли вслух.
Что такое писательская смерть? Выход в свет".

Это из той же миниатюры, которая называется "Писательское счастье".

К Жванецкому больше, чем к кому-нибудь другому, относится фраза: "Если надо объяснять, то не надо объяснять". Но чудо в том, что, хоть автор никогда не играет в поддавки и не замедляет темп речи, его мгновенно понимают. Потому что он точен. Точны и слова, и интонация. А недоговоренность не только не мешает, а даже помогает его понимать, потому что заставляет читателя думать так же стремительно, как пишет или говорит автор.

"Не жить с тобой, хоть видеть тебя, Ленинград.
Холодный май. Дожди.
Несчастья. Запреты.
Преданные женщины.
Робкие цветы.
Белое небо, лужи, озёра, лужи, улицы насквозь, солнце вдоль улиц.
Люди поперек.
Магазины поперек.
Несчастья. Запреты.
Дворцы. Древние кинотеатры.
Обложное небо..."

Это цитата из миниатюры "Ленинград. 1978"
Она и написана, как стихи, - почти столбиком. Не знаю, как вы, но я увидела тот Ленинград с прямыми улицами ("улицы насквозь"), запретами эпохи застоя, холодными дождями, обложным небом, преданными женщинами. Да - преданными женщинами, потому что в Ленинграде в 1978-ом жил молодой и влюбчивый Жванецкий, у которого было много романов, и робких цветов, и меланхолии, и хмари. Все это есть в тексте, состоящем из коротких предложений, написанных столбиком, как стихи:

"И слезы. И несчастья. И запреты.
И сладкий воздух на Обводном...."

Жванецкого очень трудно цитировать. Не знаешь, где остановиться, и рискуешь пересказать весь текст целиком. Вот начало миниатюры "Путевые заметки":

"Спокойно, не переживайте, жить негде, мы в ловушке, весь земной шар - дерьмо. Поздравляю!
Чисто, стерильно, качественно, тщательно, протерто. Германия. Матерь всех наших побед. Скучно так, что можно повеситься на входе и на выходе".

А дальше Америка, Израиль. Наши бывшие соотечественники с их комплексами, заморочками, тоской. И, конечно же, Россия, где медицина "тоже хорошая, просто лекарств нет, инструментов нет, еды нет и выхаживать некому. Резать есть кому. Желающих полно. Число хирургов на улице растет не по дням... Зашивать некому и заживать негде". А в конце фраза из телефонного разговора с давно эмигрировавшим другом: “Алло! Ты меня слышишь? Мы в ловушке под названием "земной шар". Если вырвешься, позвони!".

И поверьте, из этих стремительных путевых заметок, написанных рублеными фразами, вы узнаете больше о стране, о мире, об эмиграции и, в конечном счете, об абсурде нашей жизни да и жизни вообще, чем из серьёзного и вдумчивого исследования. А всё благодаря снайперской точности во всём. Каждая упомянутая деталь на вес золота. И выходит, что не нужны многостраничные описания, чтоб уловить что-то самое-самое. Нужно обладать талантом стремительно сделать нужный выбор: выбрать темп, тональность ну и так далее. То есть, нужно виртуозно владеть словом, иметь глаза не только спереди, но и на затылке, чтоб всё видеть и замечать, и, не потонув в подробностях, выбрать что-то бесспорное. А еще нужна музыкальность. Потому что миниатюры Жванецкого - это музыкальные пьесы, где без абсолютного слуха не обойдёшься:

"Он опасался часов всю жизнь, и они натикали.
Смешно, да?
Скакать, прыгать, вертеться, целовать, выпивать, писать, читать, плакать, утешать, улетать, прилетать, зачёркивать, притом стараться не оглядываться.
Ибо столько пройдено...
Главное - не оглядываться, ибо долгий путь...
И вот оглянулся.
Он там же!...
Смешно, да?"

Дальше читайте сами. Очень рекомендую. Да вы и сами знаете, что в компании Жванецкого легче жить.

29 ноября 2015 г.
https://www.ng.ru/ng_exlibris/2016-01-21/5_miller.html
Subscribe

  • (no subject)

    Воскресенье, новые стихи. Ещё фильм Тофика Шахвердиева *** Мне мир увидеть так хотелось, Что я буквально извертелась, Боясь хоть что-то пропустить В…

  • (no subject)

    Суббота, новые стихи. Фильм Тофика Шахвердиева *** Весь мир состоит из малюсеньких «я». Несметные «я» населяют планету. Хоть целую вечность таскайся…

  • (no subject)

    Воскресенье, новые стихи. *** Все средства лето в ход пустило, Чтоб я жила и не грустила. Весь свой талант пустило в ход: Позолотило небосвод, Росу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments