larmiller


Лариса Миллер "Стихи гуськом. Проза: о том, о сём"


Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
larmiller
Эмиль, спасибо!
Л.М.

«Дети Ра», № 2(148) 2017
Эмиль Сокольский:

Лариса Миллер,
«На память узелки: Рецензии, эссе, письма»
Издательские решения, 2016.

Эти рецензии и эссе написаны с 2012 по 2015 год; сюда же вошла и крайне интересная переписка с Борисом Рыжим. Герои книги — Юрий Карабчиевский, Владимир Соколов, Сергей Гандлевский, Геннадий Русаков, Лев Рубинштейн, Алексей Цветков, Андрей Платонов… В общем, самые разнохарактерные поэты и прозаики.

Если часто заходить в социальные сети, то можно видеть, как одни плюются на Цветкова, высокомерно отзываются о Гандлевском, ни в грош не ставят Рубинштейна; другие — видимо, из того же круга общения, «свои люди», — их поддерживают. Соображения — либо литературные, либо политические («совпадает ли его позиция с моей?!»). А читаю я книгу Ларисы Миллер — и вижу: какая безграничная внутренняя свобода! Самостоятельное мышление, не обусловленное ничьим больше взглядом, ничьей оценкой! Кто понравился, кто произвел впечатление — о том и пишет; других критериев нет. Спорящая, ругающаяся среда — для нее не существует. Точнее — так: среда-то существует, но с какой стати хотя бы на секунду задумываться о том, что кто-то кого-то называет слабым автором, или графоманом, или вообще ничтожеством? Никого нет, только Миллер — и ее впечатления от книги, с которой она какое-то время прожила, в мир которой окунулась, — впечатления, переданные с той мерой убедительности, которая обычно зависит от меры дара автора, от меры его любви; теми живыми и емкими словами, которые говорят о присутствии литературы в самой жизни.

Кстати, вспомнилась мне фраза профессора Челленджера (из «Затерянного мира» Конан Дойла): «У меня скорее критический, чем созидательный склад ума». А что, все правильно. Анализ — это проникновение вовнутрь, то есть — разрушение плоти, разрушение ткани. Время от времени мне встречаются такие «аналитические» статьи-рецензии, напоминающие доклады на литинститутском семинаре. Но ведь в критике есть и созидательное начало — осмысление этой ткани, этой плоти с помощью интуиции. Умение увидеть в произведении больше, чем в нем сказано. На что нужен действительно особый талант.

На этом таланте и «построены» рецензии и эссе Ларисы Миллер, которая, размышляя о стихах Геннадия Русакова, пишет: «Поэзия — это способность все повторы превратить в небывалое, невиданное и неслыханное, сотворить из набившей оскомину рутины праздник, способность отбрасывать тень в прошлое и посылать лучи в будущее. Это не программа и не задача поэта. Это его удивительное свойство, которому невозможно научиться и которому не устаешь поражаться».
http://detira.ru/arhiv/nomer.php?id_pub=18127

?

Log in

No account? Create an account